natalia_goodler

Categories:

Как строят метро. Начало.

Фото deni_gyd
Фото deni_gyd

Декабрь 1931 года можно назвать началом строительства московского метро. Именно тогда, в мерзлой земле во дворе дома номер 13 по Русаковской улице первые рабочие с лопатами положили начало строительству перегона «Сокольники» - «Красносельская». А в новом 1932 году работа закипела на всех участках первой линии от «Сокольников» до «Кропоткинской». Изначально метро не собирались прокладывать глубоко под землёй, но тогда бы возникли трудности: пришлось бы перекопать весь город. Тогдашний градоначальник столицы Лазарь Каганович поддержал идею молодого инженера-проектировщика Метропроекта, выпускника Ленинградского Института инженеров путей сообщения В. Маковского о строительстве на глубине. Сталин утвердил проект глубокого заложения.

Сначала проходка велась практически вручную, благодаря упорству рабочих.

О некоторых первых трудностях строительства метрополитена сам Каганович впоследствии писал: «Подавляющая часть набранных рабочих совершенно не была знакома не только со строительством метро (никто из нас, понятно, не имел ранее опыта подобного строительства), но и с теми отраслями земляных, бетонных, арматурных и прочих работ, на которые они были поставлены» («Рабочая Москва». 1934. 30 июля).

На строительство были привлечены тысячи комсомольцев, рабочих и молодых инженеров. Среди них были и мои будущие бабушка и дед, тогда совсем молодые люди. Они и познакомились на Метрострое благодаря работе. Профессия метростроевца быстро стала престижной, оставаясь тяжелой физически и очень ответственной. В распоряжении проходчиков были лопаты, кирки, отбойные молотки, вагонетки и ... энтузиазм. 

Метростроевцы из  бригады Краевского.
Метростроевцы из бригады Краевского.

Несмотря на молодой задор и самоотверженные усилия, порой граничащие с героизмом, строительство шло медленно. Метры тоннелей давались с  огромным трудом. Не хватало опыта и специалистов.  Строительство тоннелей - сложная инженерная задача. На пути строителей ждут непростые гидрогеологические условия- твердые каменистые грунты, сыпучий песок, вязкая глина и самый коварный враг проходчиков подземных тоннелей и шахт - плывуны.  В 1934 году на строительстве появился первый проходческий щит. 

Работа пошла быстрее. Вскоре по  образцу собрали свой отечественный щит. 

15 мая 1935 года открылись первые 13 станций метро.

Что же такое проходческий щит?

Это подвижная сборная металлическая конструкция, обеспечивающая безопасность проходки и монтаж обделки (используется именно этот термин) тоннеля. 

Самые первые щиты, созданные в 19 веке были немеханизированными, позже  стали использовать паровые машины в качестве привода и винтовые домкраты. С развитием техники и технологии щиты претерпели значительные конструктивные изменения. Сегодня на строительстве метро используются современные высокотехнологичные механизированные  тоннелепроходческие комплексы (ТПМК), исключающие ручной труд.

Продолжение следует.

 Фото Источник 

promo natalia_goodler june 13, 11:29 125
Buy for 20 tokens
Свежий воздух в метро, особенно актуальная тема летом. Задумывались ли вы когда-нибудь, как воздух попадает в метро? Происходит это, не только через наземные вестибюли, но и через специальные вентиляционные шахты. Устроен процесс следующим образом. На поверхности земли шахту накрывает…

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened